6000 километров за 10 дней, или, как нас покорял Байкал

А на горах Саянах белый, белый, белый снег.
И глубина 2000 под волнами,
А в небе над Байкалом расстояний нет –
Сплошной озон висит над головами.

Шесть тысяч километров — это много или мало. Как сказать. Может это и не великое достижение по автобанам Европы, но по дорогам Сибири и Дальнего Востока, это хорошая «прогулка» на автомобиле. Детская мечта моей любимой — Байкал. Ну, а кто из нас не хотел бы, пусть совсем на немножко, пусть на чуть-чуть, но стать волшебником. Знаете, как поёт душа, когда ты не просто мчишься по федеральной трассе Хабаровск — Чита, а везёшь свою любовь к её мечте. Не знаете? А вы попробуйте. Уверен, вам это понравится. Мы с любимой немало намотали километров по дорогам нашей большой Амурской области. Да и в Европе отметились на машинках из rentacar достаточно. В нашем путевом блокноте car travelers есть вояжи в Краснодарский край и в соседнюю Ивановку, на Бурейское море и в славный город Санкт-Петербург. Мы колесили по дорогам Испании и Хорватии. Наматывали километры по autopista del Sur на нашем любимом Тенерифе. Изучали с колёс Грецию и Черногорию, Израиль и Францию. Настало время для Забайкалья и Сибири. a href=»http://iandworld.net/wp-content/uploads/2018/08/IMG_6064.jpg»>Наше автомобильное путешествие Благовещенск — Хужир — Благовещенск началось ранним утром, когда только солнышко стартовало на востоке. В пять часов не то, что выезжать – вставать-то не хочется. Но, «назвался груздем» — садись за руль, и в путь. Федеральная трасса «Амур» не просто красива, здесь потрясающие виды, конечно, если вы едете по ней пассажиром, а в сердце вашем есть хоть толика места прекрасному. Вы будете всю дорогу тихонько ахать от захватывающих пейзажей, меняющихся с головокружительной быстротой. Почему «ахать тихонько»? Потому что вы пассажир, а рядом с вами сквозь зубы матерится в сердцах водитель, преодолевающий очередную не обозначенную ни в каких атласах колдобину или, сотый по счету, не запланированный объезд разобранного моста. В каком кошмарном сне можно себе представить дорогу федерального значения, где ремонтируются абсолютно все мосты на протяжении двух с половиной тысяч километров. Вот такой фильм ужасов преследовал нас наяву от Благовещенска до Ольхона. Но, это одна, не самая печальная сторона нашего дневника. Сказали — и забыли! Точнее — проехали.

Первую остановку мы сделали в Сиваках. Pit-stop, дозаправка и — вперёд к Большому Неверу, где решили полноценно пообедать. После «заправки» своих желудков, не останавливались до Уруши. Здесь плановая остановка на АЗС компании «Амурнефтепродукт» и полный бак качественного АИ-95. Потом не скоро будут нормальные АЗС с бензином, от которого ваш автомобиль не будет натужно чихать и судорожно захлебываться. У меня вошло в привычку заправляться только на тех АЗС, которым можно доверять. Пусть это будет не самый дешёвый бензин, но на душе спокойнее. Моя любимая, больше двух десятилетий, работавшая в топливных компаниях, убедила меня в ценности своих познаний в этой отрасли. Её многолетний опыт заслуживает доверия. После Уруши мне оставалось только контролировать бортовой компьютер, сверяя его данные с приборами навигации, чтобы решить немаловажную для меня задачу: хватит ли нам «горючки» до АЗС «Роснефть» через 630 км, или придётся «доливать» 5-10 литров. Наш «Кашкай» с честью выдержал испытание ограниченным пайком, расход оказался меньше 9 литров на 100 км нелегкого пути.

Первый день нашего путешествия закончился около 23-х часов, мы проехали 1630 километров и заночевали за Читой, в придорожном «Ковчеге». Очень даже гостеприимная гостиница, чистенький номер, охраняемая стоянка, хорошее кафе. Советую обратить своё внимание, не пожалеете. Кстати, сами заехали туда по рекомендации давнего приятеля, частенько «мотающегося» в Бурятию. Спасибо, Александр Владимирович, за «подсказаньки» при составлении маршрута. Опыт — это бесценно! Один разговор с бывалым вояжёром порой заменяет тонны информации из интернета и экономит массу личного времени.После трудных километров трассы «Амур» мне достаточно было донести свой личный «бортовой компьютер» до подушки, и — полнейшая амнезия до утра. Не скажу, что я падал от усталости, или проклинал «тот день и час, когда я сел за баранку этого пылесоса», но нескончаемые дорожные волны надежно поселились в сознании, и «штормило» нас изрядно на «палубе» гостиничного номера.Наутро вестибулярные аппараты пришли в норму и, в начале девятого, мы стартовали в сторону Улан-Удэ. Дорога по Бурятии мало отличалась от читинского отрезка пути, те же бесконечные ремонты, разобранные мосты и раздолбанное покрытие. Мне интересно, кто вообще у нас делает дороги, такое ощущение, что инопланетяне, которым по этим дорогам никогда больше не ездить. Мужики, вы ведь сами потом «материтесь, маетесь, на дорогу лаетесь», так что же вы делаете вместо дорог и мостов. При царизме так строили мосты, что они до сих пор ещё функционируют. А вы? Сделали мост и через пять лет переделываете? Срамота и позорище! Эх! Одни эмоции! Это было, так сказать, лирическое отступление.А теперь — о хорошем. Обедали мы в придорожном кафе, где попробовали настоящие бурятские буузы и бухлер. Это было перед границей с Бурятией. Кафе из разряда обычных транзитных пищеблоков, однако, сюда стоит заехать. Совет: ориентируйтесь на дальнобойные фуры. Чем больше дальнобойщиков стоит возле кафе, тем выше вероятность, что вас хорошо покормят. Сработало «на раз, два, три», буузы из рубленого мяса были праздником для наших желудков. Обслуживание быстрое, в кафе чисто и опрятно, кормят хорошо, что ещё требуется в дороге.

Следующую остановку мы сделали в селе семейских староверов Тарбагатай. Точнее сказать, село мы проехали, а остановились на излучине реки, возле высокого холма со скалистой вершиной, куда вела частично обустроенная ступенями тропа (потом я выяснил, что это гора «Спящий лев»). Возле дороги сделана небольшая стоянка, автомобилей на десять, возле стоянки — небольшая арка от которой начинается тропа. Конечно, мы с любимой потопали вверх, посмотреть, зачем же туда люди поднимаются. Наверху обнаружился захватывающий вид на реку Селенга в обе стороны, на простирающуюся на многие километры долину, и на синеющие вдали горы. Ради таких видов стоило приложить усилия и взобраться на гору.В Улан-Удэ, где я намечал небольшую культурную программу, предвещающую нашу встречу с Байкалом, прибыли ближе к вечеру. Не буду вникать в подробности, но программу мы поменяли, в столице Бурятии провели только один вечер. Не легла нам на душу прибайкальская столица. Похоже, остановились не в той части Улан-Удэ. Прогулка по вечернему городу не наполнила наши сердца «благоговейным трепетом», поэтому наутро мы, не сговариваясь, высказали единую точку зрения: вперёд — на Байкал.Дорога к Посольскому ничем особым не отличалась, главное было не пропустить крутой поворот при съезде с основной трассы. Стоп! Вспомнил! Дорога запомнилась необычными стрелками через осевую линию. Моя любимая раньше таких разметок на асфальте не видела. Жирно нарисованные в середине полотна дороги белые стрелки, показывают, что тебе нельзя ехать по встречной полосе перед «мертвой зоной» поворота. Типа: «кыш-кыш отсюда, может неожиданно машинка выскочить из-за поворота, а ты тут по встречке катишь». Дорога узкая, поворотов хватает, местные наверняка так и ездят, это мы — туристы, осторожничаем, по своей стороне едем, боимся нарушать. Короче, объяснил жене, как мог, назначение стрелок и ехали дальше, хихикая про себя.Первая наша остановка на «славном море» была в Посольском. Небольшое село, возле которого начинается Посольский сор (залив на местном наречии). Очень красивый старинный храм на территории мужского монастыря, два-три магазина, сувенирная лавка, да парочка кафе. Вот, пожалуй, и всё. Нет, не все, чуть не забыл про нашу гостиницу «Байкал София». Это место ночёвки немного не вписывалось в окружающие постройки. Как высказались наши дети — сняли виллу на берегу Байкала. Красивое здание, замечательный номер с камином, приятная хозяйка, ненавязчивое, но радушное гостеприимство. В этой гостинице нам понравилось всё. Семейный бизнес, каким хотелось бы заниматься и нам. Но, вот только не все так гладко, как хотелось бы — продают они своё дело. Очень короткий сезон на Байкале, всего два-три месяца. Рыбалка стала хуже, место не самое туристическое, вода холодная для купания среднестатистического жителя России. Минусов достаточно, чтобы бизнес не шёл «в гору».

Зато мы провели здесь время самым лучшим образом, отдыхали и купались в своё удовольствие. Прошли километра три по косе, отделяющий сор от Байкала, нашли хороший пляж, только мелковато оказалось, пришлось далеко забираться, чтобы немного поплавать. В заливе мужики на спиннинги пытались поймать чего-нибудь, но безуспешно. Мы даже не стали снасти расчехлять. На обратном пути разговорились с семейной парой из Германии. Оказалось, что они на своём «Лендровере Дискавери» путешествуют уже десять месяцев. Проехали Германию, Иран, Турцию, Туркменистан, Армению, называли ещё какие-то страны, всего не упомнишь. На борту «Лендровера» наклеена карта с их маршрутом. Прицеп — трансформер для комфортного жилья, собака с ними. Интересные ребята. Удачи им и везения на дорогах России!Побывали мы в храме, который наши предки воздвигли в память о русском посольстве, уничтоженном монгольскими бандитами. Село названо тоже в память этому трагическому событию. После монастыря, в соседнем магазинчике купили рыбку горячего копчения. Пелядь называется. Неожиданное название (ударение на первый слог, не подумайте ничего плохого), но на вкус приятная. Вечером созерцали закат. Как на воду и на огонь, на закаты можно любоваться бесконечно. Наутро с сожалением расставались с гостеприимными хозяевами, но наш путь лежал дальше через Байкальск в Слюдянку. В первом городке хотелось погулять на фестивале клубники. Есть такой неожиданный праздник на Байкале. Как такового фестиваля мы не обнаружили, хотя народные гуляния в Байкальске нами были замечены. Да и клубника нам попадалась отменная, по символическим расценкам. Пластиковый пивной стакан от 100 рублей. Клубника великолепная, и здесь её не просто много, этой ягоды на трассе видимо-невидимо. В Байкальске есть даже памятник клубнике, похоже, даже не один. Есть здесь и монумент «Ухо Байкала», и памятник нерпе. С «Ухом» связана легенда, что если кинуть камень через его центральный круг и успеть загадать желание пока камень в полете, то желание обязательно исполнится. Конечно, мы кинули по камушку с полной уверенностью, что теперь-то наши желания просто обязаны сбыться.Пообедали шашлычком в прибрежном кафе, и поспешили в Слюдянку, где планировался праздничный ужин и полноценный отдых в гостинице на берегу озера. С романтическим ужином на террасе с видом на Байкал получился «облом». Кафе нашей гостиницы было занято развеселой свадьбой. Вы же в курсе: «И веселой этой свадьбе места было мало», поэтому мы с любимой поехали праздновать мой день рождения в придорожное кафе, подальше от своей гостиницы. Но, ведь это мой день рождения, поэтому я сам решаю, где и как мне его праздновать. Мы очень хорошо посидели с любимой на террасе с видом на бродячих собак, заправку и кусочек Байкала. Вернулись ближе к ночи в «Пик Черского», с тихой надеждой, что свадьба уже отгуляла. Да, куда там. Нет ничего страшнее в своём разгуле, чем весёлая русская свадьба с неугомонной тамадой. Я-то могу спать под артиллерийскую канонаду, а вот половинка моя не могла отдохнуть часов до двух.Наутро наши приключения продолжались. К девяти часам мы подтянулись в кафе на обещанный легкий завтрак. Там уже толклись другие постояльцы, завтраком совсем не пахло. Поступила информация, что персонал задерживается по причине позднего окончания ночного свадебного разгула. За стойкой бара орудовал какой-то товарищ с иностранным акцентом. Моя любимая заказала у него пару чашек кофе. Несмотря на увещевания тетеньки, стоящей рядом, что мужчина тоже постоялец, а не сотрудник кафе, мы свой кофе заполучили. Когда ребята из бара всё-таки появились, мы присели за столы и разговорились с барменом-самозванцем. Оказался поляком, путешествующим в компании друга и сыновей. Общество поляков нам подошло, и мы ещё долго не расходились, обсуждая путешествия по России, местный сервис, красоту Байкала, и, к своему стыду, окружающую нас грязь, неухоженность и разгильдяйство. Напоследок обменялись визитками, и мы двинули на Ольхон.По моему расчёту, вечером мы уже должны были расположиться в гостинице Хужира. Так у нас и получилось. Дороги в Иркутской области оказались более качественными, чем вокруг Читы и Улан-Удэ. С перерывами на буузы и кофе, мы незаметно докатились до переправы. На нашу удачу, паром подошёл сразу, впереди нас было всего три-четыре машины, поэтому на Ольхон перебрались быстро. Дороги на острове — это песня, но песня без слов. «Этот стон у нас песней зовётся» — помните некрасовские строки. Так вот дороги на Ольхоне — это стон автомобилистов. Мне сказали, что центральную дорогу от переправы в Хужир грейдеруют каждую неделю. Я не Станиславский, но, так и просится на язык его бессмертное: «Не верю!», не бывает там грейдер. Гребенка такая, что позвоночник свой через двадцать минут можно искать в трусах. Есть альтернативные дороги, они вьются по обочинам. Я проверил, по ним ехать комфортнее. Но это было уже на обратном пути. А первый раз я мужественно преодолевал все тяготы этого безобразия, ошибочно называемого автомобильной дорогой на Хужир. В столице Ольхона мы остановились в хорошем отеле «Гостиный двор Ольхонский». Это целый комплекс гостевых домиков и номеров. Поселили нас в номере «Делюкс в красно-белом стиле». Второй этаж, открытая веранда с креслами и видом на Байкал, отличный номер, который наши дети, посмотрев фото, окрестили номером для новобрачных. В стоимость проживания входит легкий завтрак: каша, масло яйцо, овощи, хлеб и чай. Не хватало только кофе. Я пью кофе вместо чая, и с утра, и в обед, и на ночь, поэтому пришлось искать этот напиток в соседних кафе. Гостиный двор расположен очень удачно, рядом скала Шаманка, куда мы выбрались в первый же вечер. Недалеко шикарный пляж, песчаные дюны и сосны. Правда на этот пляж мы добрались только в последний день, надо же было мотаться по острову на север и восток.

Скажу так, за три дня на Ольхоне, мы побывали практически везде, из того, что можно «накопать» в интернете. Были в «местах силы» на Шаманке и Хобое, на Будуне и Саган Хушуне, пытались обнаружить озеро Шара-нур, добрались на берег через падь Ташкенай. Искали и нашли бурятскую деревню, правда её в это время «оккупировали» немецкие туристы, а ждать час мы не захотели. Съездили мы на озеро Ханхой, но купаться там не стали, уж очень много коров бродило по пляжу. Показал я любимой деревню, которую затянуло песками (нас самих от песчаного плена спасла только хорошая проходимость Кашкая), фотографировали настоящих яков, пасущихся вместе с коровами, купались в каждой бухте, где только можно было подойти к воде.А ещё, на Ольхоне мы ели много бууз, пробовали их в каждом кафе, но пришли к выводу, что далеко не все умеют готовить как следует это вкусное бурятское блюдо. Мы научились выпивать не обливаясь из них «сок» через специальное отверстие сверху, и получать от этого истинное наслаждение. Мы не гурманы, но иногда и еда может доставлять удовольствие. Кстати, на Байкале мы узнали, почему буузы называют позами, чем они отличаются, и чего у них общего. На самом деле, буузы и позы — это одно и то же блюдо, никакого отличия в них нет (только в названии). Буузы — это национальное бурятское название, а позы появились уже в русском языке. Я так полагаю, просто от недопонимания услышанного. Называем ведь мы китайский Бейджин на свой манер — Пекином, или турецкий Истамбул — Стамбулом, и не «паримся».Но, главное на Байкале — это, конечно, не буузы. Намного важнее местные красоты. Кристально чистая вода, такая разная, холодная и не очень, волнующаяся и спокойная, бирюзовая на отмелях и серо-синяя на глубине. На мысе Толстом, нас впечатляли, выползающие наружу гигантские валуны в разводах рыжего лишайника и цепляющиеся за эти валуны, пучки чабреца. С высоты Хобоя мы с восхищением вглядывались в горизонт, пытаясь в мареве разглядеть дальние берега «священного моря». Мы наматывали километры не дорог, а «направлений», прыгали на «гребенках» и карабкались по каменистым склонам, преодолевали пески и выруливали среди сосен, переваливались из ямы в яму, и, даже сами мостили эти ямы каменными обломками. Всякое было за три дня на острове. Но мы довольны нашим путешествием. Мы знаем самое важное: Байкал это не просто красиво, Байкал — это потрясающая природа, это сумасшедшая энергетика, это душевные и бесхитростные люди, это то, что теперь есть в нашей памяти и в нашей душе.А потом была обратная дорога, был омуль горячего и холодного копчения, вылов которого запрещён на пять лет, было ведро клубники, и искреннее желание довезти её домой. Была ночевка в гостинице «Исток» в Улан-Удэ, отель, заказанный мной для моей любимой (шутка, просто мы были единственными посетителями в эту ночь). Был восход в дороге и дорога на закате. А ещё был воздух, напоённый медоносами до густоты сиропа. Был дождь и кусочек радуги, было огромное поле земляники, которую можно было собирать ведрами. Были ночные километры через молоко тумана и ночевка в машине на стоянке в Ерофее Павловиче. Было всё и сразу, и был дом в конце дороги.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.